Делаем маслоотделитель своими руками: пошаговое руководство

Маслоотделитель (он же «oil catch can», «сепаратор картерных газов») — полезное устройство для защиты впускного коллектора и камеры сгорания от попадания масла и прочих загрязнителей. Особенно актуален маслоотделитель на автомобилях с турбиной и на двигателях с большим пробегом, где повышены угар масла и количество blow-by газов. Заводские «масляные ловушки» часто не справляются со своей задачей либо отсутствуют вовсе. Поэтому все чаще владельцы спортивных и тюнингованных автомобилей устанавливают маслоотделители aftermarket или делают их своими руками. В этой статье мы подробно рассмотрим как самостоятельно собрать эффективный маслоотделитель из подручных материалов.

Принцип работы маслоотделителя

Вентиляция картерных газов на большинстве современных моторов — замкнутая. Это значит, что сапун (дренажная пробка) соединен с впускным коллектором и часть отработавших газов и масляного тумана из картера возвращается обратно во впуск, а затем — в цилиндры. Вместе с газами по шлангам и патрубкам циркулируют капли масла, которые постепенно покрывают впускные каналы и клапана плотной липкой пленкой. Из-за этого ухудшается наполнение цилиндров, появляются отложения на клапанах, снижается мощность двигателя.

Маслоотделитель представляет собой емкость, через которую проходят картерные газы по пути из сапуна в впускной коллектор. Внутри емкости установлен фильтрующий наполнитель, который улавливает масляный туман и аэрозоли, но пропускает очищенные газы. Тем самым маслоотделитель защищает впускной тракт от нежелательных отложений и продлевает жизнь двигателю.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы собрать простой, но эффективный маслоотделитель своими руками, вам понадобится:

  1. Алюминиевая, нержавеющая или пластиковая банка с крышкой объемом 0,5-1 литр (например, от газировки).
  2. Два штуцера или фитинга с наружной резьбой и внутренним диаметром 10-12 мм.
  3. Две гайки и уплотнительные шайбы подходящего диаметра.
  4. Фильтрующий элемент — вакуумный фильтр тонкой очистки, поролон, ткань или центрифуга.
  5. Силиконовые вакуумные шланги (трубки) внутренним диаметром 8-10 мм.
  6. Хомуты червячные для надежной фиксации шлангов.
  7. Герметик-прокладка, устойчивый к бензину и маслам.
  8. Дрель или шуруповерт со сверлами по металлу.
  9. Ножницы по металлу или болгарка с отрезным диском.
  10. Ключи рожковые или разводной для затяжки гаек.

Также могут пригодиться тиски, напильник, наждачная бумага и прочий слесарный инструмент для зачистки и подгонки деталей.

Делаем маслоотделитель своими руками: пошаговое руководство

Процесс изготовления

  1. Тщательно промойте и просушите банку (емкость) для маслоотделителя. В идеале — используйте новую чистую банку, предварительно промыв ее бензином или растворителем.
  2. В крышке банки просверлите два отверстия подходящего диаметра под установку впускного и выпускного фитингов. Желательно разместить отверстия в противоположных концах, на некотором расстоянии друг от друга.
  3. С обратной стороны крышки приварите или приклейте гайки соответствующего диаметра так, чтобы они совпадали с отверстиями. Используйте эпоксидный клей или сварку (пайку) в зависимости от материала.
  4. Нарежьте резьбу в отверстиях крышки с помощью метчика (лерки) нужного диаметра. Эта операция не обязательна, но повысит надежность соединения.
  5. Нанесите на резьбовую часть фитингов немного герметика и вкрутите их в крышку, используя уплотнительные шайбы с обеих сторон. Прочно затяните фитинги ключом.
  6. Отрежьте подходящий кусок фильтрующего элемента (поролон, ткань) и вставьте его внутрь банки. Он должен занимать примерно 1/2 — 2/3 объема, не более. Если используете автомобильный фильтр — проделайте в нем несколько отверстий для облегчения циркуляции газов.
  7. Аккуратно закрутите крышку с фитингами на банку. Проследите за плотностью прилегания и отсутствием перекосов. При необходимости подложите резиновую прокладку.
  8. Отрежьте два отрезка вакуумного шланга длиной по 50-70 см. Возьмите шланг с запасом, лишнее всегда можно обрезать.
  9. Наденьте шланги на фитинги и закрепите их хомутами. Хомуты лучше ставить в двух местах на каждый шланг — у основания фитинга и чуть выше. Так получится наиболее герметичное и надежное соединение.
  10. Последовательно соедините шлангами сапун (дренаж) картера, вход и выход маслоотделителя и впускной коллектор. Впускной шланг (от картера) наденьте на нижний фитинг, выпускной (к впуску) — на верхний. Закрепите все соединения хомутами.
  11. Дополнительно прикрепите корпус маслоотделителя к кузову или другим элементам моторного отсека с помощью кронштейна, хомутов или крепежных ремней. Емкость не должна болтаться на шлангах и тереться о другие детали.

На этом самодельный маслоотделитель готов! Перед установкой двойным контролем проверьте надежность и герметичность всех соединений. Для этого можно собрать схему и проверить ее компрессором на предмет утечек.

Делаем маслоотделитель своими руками: пошаговое руководство

Обслуживание и эффективность

Сделанный своими руками маслоотделитель будет задерживать основную массу масла и грязи, циркулирующей по системе вентиляции картера. Раз в пару месяцев (или через 3000-5000 км пробега) нужно снимать емкость и проверять уровень накопленного масла. Как только количество «отловленного» масла достигнет 1/4 — 1/3 объема банки — слейте его через один из фитингов и промойте бачок изнутри.

Фильтрующий элемент также нужно периодически менять или промывать в бензине. Обычно достаточно менять фильтр раз в 10-15 тысяч км. Точный интервал зависит от состояния двигателя, степени форсировки, качества топлива и масла.

Не забывайте также следить за целостностью шлангов и затяжкой хомутов. Регулярно осматривайте систему на предмет подтеков масла, трещин, потертостей. Вовремя меняйте изношенные детали.

Делаем маслоотделитель своими руками: пошаговое руководство

Даже самый простой самодельный маслоотделитель способен уловить от 70 до 90% масляного тумана и загрязнений, продлив жизнь двигателю. Для достижения максимальной эффективности конструкцию можно усовершенствовать несколькими способами:

  • Увеличить объем емкости до 1-1,5 литров.
  • Использовать металлический корпус с ребрами охлаждения для лучшей конденсации паров масла.
  • Установить внутрь 2-3 дополнительные перегородки из металлической сетки или тканевых фильтров.
  • Вместо фильтра залить специальный наполнитель — бронзовую стружку, керамические шарики и т.д.

Такие доработки сделают очистку картерных газов более тщательной и долговечной. Однако даже базовый вариант маслоотделителя существенно облегчает жизнь мотору и его хозяину.

Выводы

Самодельный маслоотделитель — бюджетная и эффективная альтернатива заводским системам фильтрации blow-by газов. Сделать такой девайс своими руками может любой автовладелец, умеющий держать в руках дрель и разводной ключ. Все необходимые детали доступны в автомагазинах или строительных рынках.

Польза от использования маслоотделителя очевидна:

  • Уменьшается нагар на впускных клапанах и в камере сгорания.
  • Стабилизируется холостой ход, улучшается приемистость мотора.
  • Увеличивается ресурс свечей зажигания, датчиков кислорода.
  • В целом повышается экологичность и тяговые характеристики двигателя.

Так что если вы всерьез увлекаетесь тюнингом своего авто — маслоотделитель должен стать одним из первых апгрейдов. Чем меньше масла и копоти во впуске — тем легче мотору «дышать». Дерзайте, творите и вы обязательно добьетесь успехов!