Какие машины можно водить с категорией B, B1, C1, D, другие: обзор и расшифровка

Получая водительское удостоверение, каждый автомобилист должен четко знать, какие транспортные средства он может законно эксплуатировать. В России существует несколько категорий прав, каждая из которых открывает доступ к определенным видам ТС. Давайте подробно рассмотрим, какие машины можно водить с категориями B, B1, C, C1, D, а также другими распространенными категориями.

Категория B — легковые автомобили и небольшие грузовики

Пожалуй, самой массовой является категория B — именно ее чаще всего получают в автошколах. С категорией B можно управлять следующими ТС:

  • Легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн и числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8.
  • Небольшие грузовики типа «Газель», Ford Transit, Peugeot Boxer и т.п. с аналогичными максимальными массой и количеством мест.
  • Автомобили категории B с легким прицепом массой не более 750 кг.
  • Квадрициклы и трициклы, которые подпадают под определение «автомобиль».

Фактически, категория B позволяет управлять всеми легковыми автомобилями — от маленьких хэтчбеков до 7-местных минивэнов и внедорожников, а также компактными коммерческими грузовичками. Именно поэтому категория B является самой популярной и востребованной.

Категория B1 — трициклы и квадрициклы

Менее известная подкатегория B1 дает право на управление трициклами и квадрициклами (или по-простому — трехколесными и четырехколесными мотоциклами). К данной категории относятся:

  • Трициклы с мощностью двигателя свыше 15 кВт (20 л.с.).
  • Легкие квадрициклы с массой до 350 кг и мощностью до 15 кВт.
  • Квадрициклы с массой до 400 кг (550 кг для грузовых версий) и мощностью до 15 кВт.

По сути, категория B1 — это нечто среднее между мотоциклетными и автомобильными правами. Получить ее можно как в дополнение к категории B, так и отдельно. Правда, на практике мототехникой такого типа в России пользуются немногие.

Категория C — грузовые автомобили

Любителям крупной техники нужно обратить внимание на категорию С. Она позволяет управлять следующими транспортными средствами:

  • Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн (без прицепа).
  • Седельные тягачи и грузовики, буксирующие прицепы массой до 750 кг.
  • Тракторы и самоходные машины для дорожных и строительных работ.

Фактически, категория C — это «билет» в мир профессиональных дальнобойщиков, строителей и работников коммунальных служб. Водители этой категории могут работать на всех видах грузового транспорта — от среднетоннажных фургонов до многотонных фур и спецтехники.

Категория C1 — средние грузовики

Для тех, кому возможностей категории B уже недостаточно, но полноценная C еще не нужна, существует подкатегория C1. Она подходит для управления такой техникой:

  • Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 7,5 тонн.
  • Небольшие грузовики категории C1, сцепленные с прицепом массой не более 750 кг.

В данную категорию попадают так называемые «среднетоннажники». Это развозные фургоны и грузовики типа MAN TGL, Mercedes-Benz Atego, ISUZU Forward. Такой транспорт часто используется для городских и пригородных коммерческих перевозок. Также категория C1 может быть востребована у любителей автодомов и крупных жилых прицепов.

Категория D — автобусы

Управлять автобусами различных типов можно с категорией D в правах. Данная категория предоставляет право на эксплуатацию следующих ТС:

  • Автобусы, в которых число сидячих мест, помимо сиденья водителя, превышает 8.
  • Автобусы категории D, сцепленные с прицепом массой до 750 кг.
  • Троллейбусы (при условии прохождения дополнительного обучения).

Категория D — это следующая ступень после С в иерархии профессиональных водительских прав. Ее обладатели могут работать водителями автобусов малого, среднего и большого класса, а также сочлененных «гармошек». Без категории D невозможно устроиться на работу в автобусные парки, транспортные компании и экскурсионные агентства.

Категория D1 — маломестные автобусы

Если возможностей категории B не хватает, а полноценная D избыточна, то можно открыть подкатегорию D1. Она дает допуск к управлению маломестными автобусами, микроавтобусами и минивэнами:

  • Автобусы, в которых число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 16, а максимальная длина — 8 метров.
  • Автомобили подкатегории D1, сцепленные с прицепом массой не более 750 кг.

Классические примеры транспортных средств категории D1 — это маршрутные такси ПАЗ, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter. На таких автобусах чаще всего работают частные извозчики, отельные и туристические шаттлы.

Дополнительные категории: BE, CE, DE, Tm, Tb

Помимо основных категорий B, C, D и подкатегорий к ним, существуют также дополнительные категории:

Какие машины можно водить с категорией B, B1, C1, D, другие: обзор и расшифровка
  • BE, CE, DE — дают право на управление соответствующими ТС (легковыми, грузовыми, автобусами) с прицепом массой свыше 750 кг.
  • Tm, Tb — позволяют управлять трамваями и троллейбусами соответственно. Обычно эти категории открывают уже после трудоустройства на должность водителя.

Особые отметки в правах

В водительском удостоверении также могут стоять особые отметки, дающие либо ограничивающие некоторые права:

  • AT — наличие этой отметки говорит о том, что водитель может управлять только транспортными средствами с автоматической коробкой передач.
  • MS — управлять можно только ТС, оборудованными ручным управлением для инвалидов либо с автоматической трансмиссией.
  • GCL — водитель может управлять ТС только в очках или контактных линзах.
  • ML — обязательно использовать медицинские изделия для компенсации нарушений слуха (слуховой аппарат и т.п.).

Что касается мототехники

Для управления мотоциклами, скутерами, мопедами существуют отдельные категории:

  • A — мотоциклы любой мощности и коляски к ним.
  • A1 — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см и мощностью до 11 кВт.
  • M — мопеды и легкие квадрициклы массой до 350 кг и скоростью до 50 км/ч.

Для каждой категории предусмотрены отдельные программы обучения и экзаменационные билеты. При этом права с открытой категорией А позволяют управлять и мототехникой подкатегорий А1 и М.

Выводы

В заключение хотелось бы отметить, что выбор категории прав — это очень ответственное решение. От того, какую категорию вы откроете, будет зависеть список доступных вам ТС, а значит и возможность работать на той или иной должности.

При выборе категории нужно учитывать следующие факторы:

  • Ваши реальные потребности. Большинству обычных автомобилистов вполне достаточно категории B. Дополнительные категории и подкатегории нужны либо профессиональным водителям, либо владельцам специфической техники.
  • Состояние здоровья. Для управления автобусами, грузовиками и спецтехникой нужно более крепкое здоровье, чем для легковушки. Перед обучением придется пройти строгую медкомиссию.
  • Финансовые затраты. Чем выше категория, тем дороже обучение, а в дальнейшем — и страховка. Рассчитывайте свой бюджет с умом.
  • Ответственность. Управлять тяжелой техникой и перевозить людей — это очень ответственное дело. Убедитесь, что вы морально готовы к такой роли.

Надеемся, наш обзор водительских категорий и соответствующих им транспортных средств поможет вам принять верное решение. Помните, что выбор категории прав — это своего рода выбор жизненного пути и профессионального развития. Поэтому подходить к этому вопросу нужно максимально ответственно. Удачи на дорогах!