Как работает подушка безопасности: принцип действия и особенности

Подушки безопасности (airbags) — одно из важнейших средств пассивной защиты водителя и пассажиров. Они стали настоящим прорывом в автомобильной безопасности и спасли жизни миллионов людей по всему миру. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает подушка безопасности, какие бывают виды airbags и как правильно эксплуатировать автомобиль, оснащенный этой системой.

Немного истории

Первые прототипы подушек безопасности появились еще в 1950-х годах, но по-настоящему массовое применение началось только в 1980-х. Пионером в этой сфере стала компания Mercedes-Benz, которая начала серийно оснащать подушками безопасности свои флагманские модели S-класса.

Вскоре примеру Mercedes последовали другие автопроизводители — Ford, Chrysler, Porsche, Volvo. К началу 1990-х годов фронтальная подушка водителя стала фактически обязательной опцией для всех новых автомобилей в США и Европе. Чуть позже к ней добавилась пассажирская подушка.

Современные машины имеют целый комплекс airbags — передние, боковые, оконные шторки, коленные подушки и даже внешние подушки для защиты пешеходов. Полный набор может включать до 12 надувных модулей! Но основными по-прежнему остаются фронтальные подушки водителя и переднего пассажира.

Устройство и принцип действия подушки

Конструктивно подушка безопасности представляет собой мягкий тканевый мешок особой формы, уложенный в свернутом состоянии в пластиковый контейнер (модуль). Модуль вмонтирован в ступицу рулевого колеса (для водителя) или в переднюю панель со стороны пассажира. Вместе с подушкой в модуле находятся газогенератор и электронный активатор.

Основная задача подушки — максимально быстро наполниться газом в момент аварии и смягчить контакт человека с жесткими частями салона. Время наполнения составляет всего 20-50 миллисекунд после удара! Газогенератор при этом развивает огромное давление — порядка 200-300 атмосфер.

Как работает подушка безопасности: принцип действия и особенности

Сигнал на срабатывание подушкам подает электронный блок управления, который анализирует показания датчиков ускорения (G-сенсоров), расположенных в разных частях кузова. Когда машина испытывает сверхсильное замедление (более 3-4g), характерное для лобового или бокового удара, блок управления активирует газогенераторы нужных модулей.

Типы и виды подушек

Автопроизводители используют несколько типов подушек безопасности в зависимости от места установки и назначения:

Как работает подушка безопасности: принцип действия и особенности
  1. Фронтальные подушки — самые крупные и мощные, защищают голову и грудную клетку при лобовом ударе. Раскрываются навстречу человеку.
  2. Боковые подушки — меньшего размера, встроены в спинки или боковины сидений. Предохраняют грудь и таз седоков от ударов сбоку, при Т-образных столкновениях.
  3. Оконные (шторки) — длинные узкие подушки, спрятанные в потолке вдоль боковых стекол. При аварии опускаются сверху вниз, защищая головы седоков от осколков и предметов, залетающих в салон.
  4. Коленные подушки — расположены под панелью приборов в районе коленей водителя и пассажира. Снижают риск травм нижних конечностей.
  5. Подушки для пешеходов — наружные, установлены под задним краем капота. В случае наезда на человека приподнимают заднюю кромку капота, смягчая удар.

Более продвинутые системы имеют двух- и многоступенчатые газогенераторы, которые дозируют наполнение подушки в зависимости от силы удара и комплекции человека. Это снижает риск травм от избыточного давления подушки.

Материал подушек — прочная синтетическая ткань, способная выдерживать огромные нагрузки. После срабатывания подушка мгновенно сдувается через специальные вентиляционные отверстия. Это нужно, чтобы человек не задохнулся в ней и смог быстро покинуть автомобиль.

Эксплуатация и обслуживание

Подушки безопасности не требуют специального обслуживания и рассчитаны на весь срок службы автомобиля. Однако нужно соблюдать ряд правил, чтобы не помешать их нормальной работе:

  • Нельзя закрывать модули подушек посторонними предметами, одеждой, наклейками. Это помешает нормальному наполнению подушки.
  • Запрещено самостоятельно снимать или разбирать модули, переставлять их с места на место. Неправильная установка может привести к отказу или слишком сильному срабатыванию.
  • Рулевое колесо и панель приборов можно демонтировать только на СТО, соблюдая специальную процедуру. Иначе можно случайно активировать подушку.
  • Нельзя сажать детей на переднее сиденье, если подушка пассажира активна. При срабатывании она может серьезно травмировать ребенка.
  • Следует сидеть прямо, не слишком близко к рулю или панели. Оптимальная дистанция — не менее 25 см до груди водителя и пассажира.
  • Беременным женщинам рекомендуется отключать подушку переднего пассажира или сидеть сзади. Удар подушки может навредить будущей маме и малышу.

Если сработавшую подушку не заменить на новую, она уже не сможет защитить при повторной аварии. После активации блок управления обычно записывает код ошибки и включает сигнальную лампу неисправности. Нужно пройти диагностику и заменить модули (патроны) сработавших подушек.

Насколько подушки эффективны?

Статистика говорит, что применение подушек безопасности позволяет уменьшить риск гибели при лобовых ДТП на 30%, а при боковых — на 20%. Для непристегнутых людей эффективность еще выше — до 50%. То есть подушки реально спасают жизни!

Однако у системы airbag есть и недостатки. Из-за сильного хлопка при наполнении у водителя и пассажиров может временно ухудшиться слух, появиться звон в ушах. Порошок-активатор и горячий газ могут вызвать раздражение кожи и слизистых. Бывают случаи ожогов и травм от удара раскрывающейся подушкой, если человек сидит неправильно.

Несмотря на отдельные негативные моменты, преимущества airbag очевидны. Ни один современный автомобиль немыслим без этого средства защиты, а разработчики продолжают совершенствовать подушки, делая их умнее, безопаснее и эффективнее.

Выводы

Подушки безопасности — одно из величайших изобретений в истории автомобилестроения. Вместе с ремнями они образуют эшелонированную систему пассивной защиты человека при аварии. Каждый водитель и пассажир должен четко представлять, как работают подушки в его машине и что нужно делать для их правильной эксплуатации.

Помните, что подушки не отменяют необходимости пристегиваться ремнями. Только совместное действие этих элементов обеспечивает максимальную защиту. Берегите себя и своих близких, соблюдайте ПДД и будьте внимательны на дорогах!